В жизни всё связано. Путь шамана
Сегодня некоторые считают, что шаман - это любой знахарь или последователь народной медицины. Другие шаманами называют тех, кто обладает сильной личностью и интенсивным взглядом. Но на самом деле шаман определяется тем, как он или она работает. Говоря просто, шаман - это человек (мужчина или женщина), который по своей воле изменяет состояние своего сознания, чтобы вступить в контакт и\или отправиться в путешествие в иную реальность дабы обрести силу и мудрость. По завершению миссии шаман возвращается обратно дабы использовать полученные силу и мудрость помогая себе или другим.
С помощью ритмичных ударов бубна, танца и пения шаман осуществляет сдвиг сознания, который и позволяет его душе путешествовать в миры, традиционно именуемые Миром Духов. Во многих культурах эта альтернативная вселенная разделена на три основные части: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир. Путешествие в Нижний мир начинается с того, что шаман отправляет свою душу вниз через отверстие в земле, как например: пещеру, родник, дыру у корней дерева, лисью нору или даже отверстие, сделанное человеком (шахта, колодец). Дыра обычно продолжается тоннелем, все дальше и дальше вниз, и, наконец, тоннель выходит на просторы Нижнего Мира. Нижний мир может выглядеть очень по-разному. Для кого-то это тропики или лес, или горы, другие попадают в сказочные земли, где светят два солнца. Как бы ни выглядел Нижний мир, именно там шаман встречает духов-помощников, и именно духи-помощники дают силу и мудрость, с которыми шаман должен вернуться в обыденную реальность дабы справиться с болезнью своего "пациента", дать совет в решении серьезной проблемы или восстановить баланс в сообществе.
Как отмечает американский антрополог Майкл Харнер в своей книге "Путь шамана" техника, традиционно практикуемая во всем мире для путешествия в иную реальность, может быть освоена людьми из современной западной культуры.
Шаманизм и психология
Многие, если не все, современные психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине многие современные формы терапии отдаленно и поверхностно напоминают шаманские практики. Я часто слышу, как люди с психологическим образованием пытаются объяснить шаманское путешествие как "внутреннее" путешествие в бессознательное или к "высшему Я". Такое объяснение основывается на западном подходе, который рассматривает человека в качестве венца творения и, в противоположность шаманскому миропониманию, отказывает другим формам жизни в наличии сознания. К счастью, во Вселенной существует гораздо больше, нежели человеческий разум.
С точки зрения шамана реальность мира духов существует параллельно обычной реальности нашего с вами сознания и не зависит от нашего разума. Шаман, зная что все существующее обладает душой, так же знает, что с духовными сущностями можно общаться, отправляясь к ним в путешествие, прорываясь через границы Времени и Пространства. Шаманские практики обладают силой вне зависимости от того, как мы их объясняем, но если мы принимаем урезанное психологическое описание, то рискуем изолировать себя от большей части шаманской силы. Сила шаманского путешествия лежит в факте путешествия души и того, что душа шамана возвращается, наделенная энергией Вселенной, которая обладает самым мощным исцеляющим эффектом.
Шаманизм и религия
Одно из самых распространенных заблуждений по поводу шаманизма трактует его как религию, отводя шаману роль жреца. Дело обстоит совсем иначе. Действительно, в некоторых традиционных сообществах шаман выступал еще и в роли ведущего сакральных церемоний и ритуалов. Однако, две эти активности были разделены во времени. Цель шаманской церемонии - построить мост между миром духов и известным нам миром повседневной реальности. И зачастую все участники церемонии подвергаются влиянию предъявляющей себя силы. Именно этот аспект и отличает шаманизм от большинства религий: прямой и непосредственный духовный опыт без посредников, в частности жрецов и священников, которые пытаются установить монополию на божественное. В шаманизме гуру существуют только в мире духов, где шаман и получает свое знание. Шаманизм идет рука об руку с анимизмом. Во-первых, все, что существует, - живое и наделено духом. Во-вторых, все живое связано друг с другом благодаря этим духам. Таким образом, все мы - люди, деревья, собаки, кошки, пчелы, камни, горы, моря, Земля и Небо - связаны друг с другом. Хотя сам шаманизм опирается на непосредственный опыт и не является религиозным верованием, многие религии, включая определенные христианские, буддистские и мусульманские секты, находятся под довольно сильным влиянием шаманизма.
Для того, чтобы использовать шаманизм необязательно во что-либо верить, даже в то, что шаманизм "работает". Однако те, кто ни во что не верят, рискуют поверить во многое, а те, кто придерживается жестких взглядов, рискуют радикально изменить свои представления после того, как получат непосредственное переживание "иной" реальности шамана. Также, для практикующих шаманизм вполне обычны так называемые "пиковые переживания", часто радикально изменяющие жизнь. Переживания, которые в обыденном языке называют религиозными или духовными и которые дают человеку набор ценностей и практик для практического применения.
Воспитание шамана
В традиции будущий шаман чаще всего инициируется духами, спонтанно. В нашей культуре такого рода переживания иногда называют "вне-телесным опытом", психотическими приступами, видениями или откровениями, в зависимости от того, как эти посвящения возникают и как их рассматривают. Иногда они сопровождаются болезнью, как в знаменитом примере Черного Лося ("Black Elk Speaks", John Neihardt). В любом случае, когда это происходит, идут к шаману за советом и просят обучить новичка премудростям шаманства. Иногда такого рода обучение является единственным избавлением от болезни.
Обучение опытного шамана, в основном, состоит из создания особых ситуаций, в которых неофит может получать опыт, так как шаман знает, что настоящим учителем является Вселенная. Конечно, в каждой культуре есть свои традиции, но если священники и жрецы строго ограничены ритуалами и уже существующими правилами своей культурной традиции, то информация, получаемая шаманом, выходит далеко за пределы традиций. И к этому относятся с уважением, поскольку признают, что шаман получает свой собственный, непосредственный контакт с мудростью духов. Например, в некоторых традиционных культурах существует понимание Востока как направления "начала". Допустим, новый шаман, возвращаясь из путешествия в мир духов, объявляет своему наставнику в повседневной реальности, что теперь он знает, что Восток - родина "окончаний", и что "земля мертвых" лежит на Востоке. Наставник не будет спорить, но скорее будет задавать вопросы, дабы помочь своему ученику понять глубинное значение этого знания. Другими словами, шаман знает, что ни одно учение или понятие не является незыблемым и неизменным, если оно приходит из мира духов. И Вселенная учит каждого из нас в соответствии с нашими нуждами и способностью понять. И иногда она нас подталкивает.
Нет духов - нет шамана
Простая на первый взгляд шаманская практика используется, по крайней мере, двадцать тысяч лет, а может и все двести тысяч, в разных уголках мира, включая Европу. Так что это уж точно не "новая волна" (new age), хотя в наши дни шаманизм переживает период возрождения. Самый привычный способ учиться шаманизму в нашей (западной) культуре - это освоить базовые инструменты на обучающем семинаре или курсе. Хотя многие получают и спонтанные инициации. На наших семинарах мы организуем обучающие ситуации таким образом, чтобы участники могли получить свой собственный опыт шаманского путешествия в мир духов и ощутить его силу, чтобы они научились использовать эту силу безопасно и этично. Именно этому мы и обучаем.
Люди часто задают мне, как обучающему шаманским практикам вопрос: "Сколько нужно времени, чтобы стать шаманом?" Обычно я отвечаю, что для того, чтобы получить шаманский опыт нужно несколько минут, но чтобы стать шаманом, нужна целая жизнь. И если вы говорите себе: "Теперь я - шаман!", это явный признак того, что вы все еще подмастерье. Не сам человек решает, шаман он или нет, но люди, которые приходят к нему за помощью. И духи. Ведь шаман знает, что именно духи осуществляют настоящую работу. Нет духов - нет шамана.
Шаманизм привлекает многих, потому что люди хотят ощущать наполненность силой, чувствовать более плотный контакт со своей жизнью и со всем, что происходит вокруг. То, что начинает происходить с людьми, часто превосходит ожидания. Поскольку базовые техники шаманизма довольно легко освоить, даже новички ощущают себя сильнее, когда их духи-помощники рядом. Также типично, что люди хотят делиться этой силой и помогать другим. Одно из различий между шаманом и "нормальным человеком" в том, что шаман знает, кто его духи-помощники, как вступить с ними в контакт и как можно работать вместе. Шаман является шаманом только когда практикует. В остальное время он может быть "нормальным" членом общества. В нашем (западном) обществе люди, занимающиеся шаманством, могут иметь различные профессии в повседневной реальности, например: программисты, учителя, строители, офисные работники, врачи, актеры, родители, дедушки и бабушки. Из-за самого "обычного" фасада на вас может смотреть шаман.
Шаманизм и экология
Один из недостатков современной науки заключается в том, что мы настолько погрязли в повседневной рутине, что утеряли связь с простыми радостями жизни на этой планете. Как часто мы останавливаемся, чтобы вдохнуть особый аромат опавших осенних листьев? Или ощутить тепло земли весной? Одним из результатов установления контакта с миром духов является более плотное ощущение того, что нас окружает, Земли, Вселенной. Причина в том, что мы устанавливаем более тесные взаимосвязи. В традиционных сообществах шаманы могли общаться с растениями, животными, камнями и остальными созданиями, с которыми мы, люди, делим Землю. В результате такого общения люди могли жить в гармонии со своим окружением. Теперь же большинство людей не помнит, как общаться с другими жителями планеты. И наиболее очевидным последствием этого сегодня является угроза полного уничтожения жизни на Земле в привычном для нас виде. И угроза эта исходит как раз от нашей, так называемой, "высшей" цивилизации. Я думаю, что эта связь с нашим окружением является важной не только для планеты и всего, что на ней находится, но и для нас с вами, для каждого из нас, материально и духовно. Все что мы используем, от деревянных поварешек до ультрасовременных компьютерных чипов, мы берем от Природы.
Так же и огромная часть духовной энергии приходит от духов и Природы. И шаман знает об этом. И совершенно очевидно, что беспечная жизнь на нашей прекрасной планете не только уничтожает наши возможности и лишает нас ресурсов, но разрушает сами основы нашего духовного фундамента. Когда мы убиваем природу миллионами известных нам способов, мы убиваем самих себя физически и духовно. В качестве одной из попыток как-то исправить существующую ситуацию я преподаю курс по Духовной Экологии, основная идея которого лежит в восстановлении прямого контакта между людьми и другими формами жизни на планете. Во время этого курса я, например, отправляю людей в лес поговорить с деревом, любым деревом. Задача - спросить у дерева о своей собственной роли в разрушении Земли. Однажды, один из участников поведал следующее: "Я выбрал березу. Ну или она выбрала меня. После того, как мы мило пообщались, она сказала мне: "Кстати, тебе не так уж нужна твоя машина". "О, нет! Очень даже нужна!" - ответил я и начал перечислять причины. Но у дерева были свои аргументы, она говорила о том, что магазины всего лишь в нескольких шагах от моего дома, и целый день мимо моих дверей проезжают полупустые автобусы. И знаете что? Мне действительно не так уж нужна машина!"
Как мне кажется, один из самых больших вызовов, стоящих перед новым поколением шаманов - восстановить связь между людьми и другими жителями Земли, сотрудничать с природой, прекратить уничтожение окружения, в котором мы все живем, найти, что может быть сделано духовно, ритуально, практически с теми повреждениями, которые уже существуют. И помнить о том, что Земля питает нас физически и духовно, если только мы позволяем ей это.
Шаманское исцеление
Исцеление является, и всегда являлось, основной работой шамана. Центральной для понимания шаманизма, и особенно шаманского исцеления, является концепция силы. По сути, в шаманизме под силой подразумевается энергия, а не сила воздействия или влияния. Традиционно шаман видит две основные причины болезни. Либо внутри человека есть что-то, чего там быть не должно (нежелательное вмешательство силы\энергии), либо не хватает того, что должно быть (потеря силы\энергии). Поскольку с точки зрения шамана, абсолютно все обладает духом или душой, это верно и относительно болезни. В случае нежелательного внедрения силы задача шамана - удалить духа этой энергии. На протяжении многих лет моей работы я вновь и вновь обнаруживал, что основной причиной болезни является отделенность, в буквальном смысле этого слова и метафорически. Эти два слова, болезнь и отделенность, можно считать почти синонимами. Под отделенностью я понимаю оторванность от своего собственного окружения, от близких людей или даже (а возможно прежде всего) от самого себя. Мы все, наверняка, слышала что-то вроде: "У меня такая ужасная работа, что не дает мне никакого удовлетворения и забирает все мои силы". Шаман знает, что в жизни все вещи и явления взаимосвязаны, а значит влияют друг на друга в той или иной степени. На вас влияют ваша семья, ваши друзья, книги, что вы читаете, погода, Земля и Луна, и даже звезды.
Вспомните самого здорового и счастливого человека из всех, кого вы знаете. Скорее всего, он или она находится в хорошем контакте со своим окружением, хорошо воспринимает происходящее и легко на него реагирует. А теперь подумайте о человеке, который вызывает у вас наибольшее беспокойство.
Потеря Силы
В шаманизме идея отделенности выражается термином "потеря силы". Фактически именно через потерю силы и может произойти вмешательство чужеродной энергии, она как бы заполняет освободившееся пространство. С точки зрения шамана мы ощущаем себя сильными (т.е. полными энергии), когда находимся в хорошем контакте с остальной Вселенной. И когда мы наполнены этой энергией, для болезни просто не остается места. В этом состоянии мы чувствуем рядом своих духов-помощников, животных силы и учителей из "иной" реальности, слушаем, что они говорят нам и следуем их советам. В разговорной речи мы описываем это состояние как доверие и следование своей интуиции. Соответственно, одним из симптомов потери силы является недостаток доверия. Страх - еще один симптом.
Потеря силы может проявляться в том, что дела "идут не так". Наверняка вы слышали, как кто-то говорил: "Это был один из тех дней, когда ничего не ладилось". Конечно, у нас у всех бывают такие дни, и их можно рассматривать как предупреждающие сигналы. Однако, если такие дни следуют один за другим, это уже индикатор потери силы, таким индикатором также может быть развивающаяся депрессия или склонность к заболеваниям. Такого рода потеря силы часто происходит от того, что одно из ваших животных силы покинуло вас по той или иной причине. Чтобы исправить эту ситуацию шаман отправляется в путешествие с целью найти и вернуть животное силы страдающему человеку. Этого восстановления энергии, как правило, достаточно не только для того, чтобы поставить больного на ноги, но и чтобы вытеснить любую нежелательную энергию.
Потеря души
Другая, и часто гораздо более серьезная, форма потери силы - то, что шаманы называют потерей души. Потеря души может быть причиной довольно серьезных заболеваний. И эта отделенность от собственной души может приводить к тому, что мы чувствуем себя отдельно и от собственного тела, отношений, окружения, отдельно от самой Жизни. Многие из нас переживали это состояние в той или иной степени. Если нам повезло, то части души, потерянные нами, вернулись обратно. Однако нам не всегда везет. Иногда они не могут найти дорогу домой.
Как происходит потеря души? Как правило, это происходит в результате какого-то травматического опыта или в сложных, неразрешимых ситуациях. К сожалению, травматические и неразрешимые ситуации возникают в нашей социальной жизни постоянно. Мы периодически сталкиваемся с ними в детском возрасте, иногда даже до нашего рождения. Всем нам хорошо известны примеры регулярных избиений даже очень маленьких детей. Ситуации насилия или сильного давления в школе или на работе так же могут привести к потере души. Есть много других причин, и в языке даже сформировались расхожие фразы, описывающие эти ситуации. Например, когда умирает любимый человек: "Когда умер мой муж, я почувствовала, что часть меня ушла вместе с ним". В ситуации несчастного случая: "Я перепугался до смерти". В случае физического или психологического насилия: "Мой дух был сломлен". В случае развода или прекращения значимых отношений: "Она украла мою душу". В состоянии крайней грусти: "Мне просто хотелось умереть". Даже скандалы могут привести к потери души: "Я просто вышел из себя от гнева". Это только некоторые из путей, которые могут привести к потере души.
Как говорит Сандра Ингерман в своей книге "Возвращение души", потеря души происходит, как правило, в результате необходимости выживать. У каждого из нас есть пределы того, с чем мы можем справиться, что мы можем выдержать. Что же происходит, когда мы достигаем своих пределов, когда мы загнаны в угол, когда больше некуда отступать? В таких ситуациях нужно действовать, но иногда, особенно если мы находимся в слабой позиции, сделать нужный шаг (например, уйти от жестокого партнера) не представляется возможным. Когда такое случается, часть души, сильнее всего реагирующая на ситуацию, знает, что пришло время уходить. И она уходит для того, что дать возможность выжить организму в целом.
В своей практике я обнаружил, что чаше всего мы теряем душу, когда сами же ее отдаем, отказываемся от нее. Как правило, мы делаем это в отчаянной попытке сохранить контакт с другим человеком. Например, недавно в диагностическом путешествии для одной женщины я обнаружил, что важная часть ее души находится у ее давно умершего отца. После моего путешествия она рассказала, что ее отец умер, когда ей было 17 лет, и она почти потеряла рассудок от горя. Ее тетка, пытаясь как-то ее успокоить, посоветовала ей положить свою фотографию в карман пиджака отцу, лежащему в гробу. Дабы она могла навсегда остаться с ним. Она так и сделала, при этом потеряв часть своей души. Эта часть была возвращена в результате шаманского путешествия. Двойной трагизм этой ситуации заключался в том, что груз ее любви не позволял душе ее отца продолжить свой путь до тех пор, пока этот груз не был снят с "его плеч".
Потеря души часто связана со смертью, и в этих ситуациях шаман призван работать не только с душами живых, но и с душами мертвых. Когда мы достигаем определенного момента в нашей жизни, понимая, что не все в ней происходит так, как должно бы, мы можем принять решение что-то предпринять. Однако, часто мы просто не можем увидеть, с чего начать. Я думаю в этом кроится причина постоянных поисков современных людей. Если вы спросите кого-нибудь из своих друзей: "Чего ты ищешь в жизни?", скорее всего в ответ прозвучит: "Самого себя". Уже тысячи лет шаманы помогают другим найти себя в буквальном смысле этого слова, и "возвращение души" является одним из основных инструментов помощи. На протяжение нескольких лет я работал совместно с психотерапевтами, возвращая потерянные части души их клиентов. Это было особенно полезно, когда терапевт пытался работать с "внутренним ребенком" при отсутствии ребенка внутри. Одна из моих подруг-терапевтов почти жаловалась на то, что для многих клиентов интеграция после "возвращения души" была крайне успешной и занимала не более нескольких недель. Совместная работа на этом заканчивалась, и она теряла клиента. Ре-интеграция возвращенной части души требует определенного времени, это целый процесс, так как во многих случаях человеку приходится иметь дело с болью, корнями уходящей в то время, когда душа была потеряна. Однако возвращение недостающей части дает силу на осуществление этой работы. И хотя это может быть больно, это дает прекрасную награду. Ведь нам необходимо быть целостными, чтобы быть здоровыми в самом глубоком смысле этого слова. Нам нужно быть целостными, чтобы мы могли должным образом двигаться по жизни. Нам нужно стать целостными, прежде, чем мы сможем понять, кто мы есть на самом деле. И ждать совершенно необязательно.
Путь шамана
Шамана часто называли "раненым целителем". Это означает, что сам шаман прошел через ужасные болезни и кризисы, или даже побывал в земле мертвых, и выжил. Но не просто выжил, он(а) вернулся сильнее и мудрее, получив помощь духов. Это также означает, что большинство людей, читающих эту статью, обладают потенциалом осуществлять работу шамана. Ведь все мы лицом к лицу сталкивались с болью и кризисами, и все мы их пережили.
Однако путь "целителя" выбирают далеко не все. Многие люди практикуют шаманизм и при этом не собираются становиться шаманами. Скорее, они идут в путешествие чтобы получить помощь в принятии сложных решений, пережить сложную ситуацию или помочь другу в беде. Другие сочетают шаманизм с иными формами духовной и практической работы. Например, я знаю социального работника, который идет в шаманское путешествие, чтобы получить совет для своих клиентов, находящихся в крайне сложных социальных ситуациях. Один врач путешествует, дабы узнать о наилучшем способе лечить своих пациентов. Большинство знакомых мне людей, которые практикуют шаманизм, делают это, дабы получить силу быть теми, кто они есть на самом деле, даже перед лицом кризисов.
Шаманство дает каждому возможность прямого контакта с энергиями Вселенной, возможность получать силу и мудрость без вмешательства посредников. Этот опыт дает нам не только силу, но и смирение, и настоящий шаман является по-настоящему скромным человеком, который понимает, что его сила взята напрокат у Вселенной. И что его миссия - использовать эту силу на благо прекрасной планете, которую он зовет Домом, и на благо всего сущего. И это всего лишь начало.
Рекомендуемая литература
- Joan Halifax:Shaman - The Wounded Healer (Thames and Hudson)
- Joan Halifax (editor): Shamanic Voices (Dutton)
- Michael Harner:The Way of the Shaman: a Guide to Power and Healing (Harper).
- Майкл Харнер "Путь шамана"
- Michael Harner:Shamanens Vej (Bogan. In Danish).
- Sandra Ingerman:Soul Retrieval: Mending the Fragmented Self (Harper) Сандра Ингерман "Возвращение души. Восстановление разбитого на части Я" Gary Doore (ed.):The Shaman's Path (Shambhala)
- Shirley Nicholson (ed.): Shamanism: An Expanded View of Reality(Quest) Mercia Eliade: Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy (Princeton)
- Мирча Элиаде "Шаманизм: архаичные техники экстаза"
- Nevill Drury: The Elements of Shamanism (Element)
- Невил Друри "Шаманизм"
Информация об изменении страницы: 19.11.2019 14:37:26, (webmaster) Леонид Колесник