Психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом
  1. Статьи
  2. Психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом

Психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом

Не являясь имитацией какой-либо конкретной культурной традиции, базовый шаманизм хорошо подходит для использования представителями западной культуры, которые ищут относительно свободную от традиционных влияний систему, какую можно адаптировать и интегрировать в повседневную жизнь.

Вероника (Ника) Воронина 

«Психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом»
(доклад на Всероссийском научном интердисциплинарном симпозиуме «Медицинская антропология в России и за ее пределами» в июле 2013 года)

I. Введение


1. Что такое базовый шаманизм?


Базовый шаманизм – этот термин используется в современном российском неошаманизме; он является одним из вариантов перевода термина core shamanism, который был предложен Майклом Харнером (1), американским антропологом для обозначения базовых шаманских техник, освобожденных от культурно-социального контекста. Обучение этим техникам и их использование и составляет основу сегодняшнего базового шаманизма. 


Не являясь имитацией какой-либо конкретной культурной традиции, базовый шаманизм хорошо подходит для использования представителями западной культуры, которые ищут относительно свободную от традиционных влияний систему, какую можно адаптировать и интегрировать в повседневную жизнь. Данное направление фокусируется на базовых кросс-культурных принципах шаманизма и не пытается представить специфические традиции, характерные для определенного региона или племени. 


Слова «шаман» и «шаманское исцеление» достаточно осторожно воспринимаются профессиональными психологами. Однако многие психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине ряд современных форм терапии отдаленно напоминает шаманские практики. Базовый шаманизм в некоторой степени может быть сближен с психотерапией и оказывает гармонизирующее, исцеляющее воздействие. Исцеление в базовом шаманизме может означать физическое или душевное облегчение, или другое понимание (другой взгляд на ситуацию), или другое отношение к происходящему, или увеличение количества силы в ситуации. 


2. Самоисцеление в базовом шаманизме


Участники семинаров, обучаясь разным техникам, в первую очередь узнают о том, как воспользоваться ими для самоисцеления, решения собственных задач. Так что значимой составляющей базового шаманизма являются возможности помощи практикующих самим себе. Исцеление происходит в обеих реальностях – в мире людей и в мире духов. Оно затрагивает много аспектов. Конкретные действия шаманского практика являются начальной точкой, запускающей процесс и выстраивающей контекст для исцеления. 


Следует отметить, что практикующие базовый шаманизм действуют в парадигме исцеления, которая не исключает другие модальности лечения, а считает их дополняющими. Все успешные методы лечения рассматриваются как дополняющие друг друга, если только они не вступают в противоречие в каких-то случаях. 


3. Этический аспект


Этический аспект имеет очень большое значение. Поскольку шаманизм является очень сильной практикой, важно быть осторожным, чтобы не навредить другим людям. 
Джонатан Хорвиц (2), один из известных представителей базового шаманизма, отмечает, что в датском и немецком языках есть два слова, обозначающих силу: ‘Macht’, что можно перевести как «могущество, власть», и ‘Kraft’, что переводится, скорее, как «энергия». ‘Macht’ используется, чтобы контролировать, подавлять, манипулировать, в то время как ‘Kraft’ используется, чтобы освящать, поднимать, вдохновлять. Джонатан Хорвиц обращает внимание на необходимость разграничивать эти два вида силы и работать именно с ‘Kraft’ – более экологичной силой, а не с ‘Macht’ – силой подавления. 


II. Результаты опроса

1. Базовый шаманизм и творчество 

В исследовании представлены психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты творческого начала, инициированные базовым шаманизмом. Речь идет о действии творческого начала в первую очередь как инструмента самоисцеления, а также в некоторых случаях для помощи другим людям. 


Прежде, чем непосредственно перейти к анализу собранного материала, следует разъяснить еще несколько вопросов, касающихся сочетания базового шаманизма и творчества, важных для понимания темы. 

1) Элементы творчества существуют в базовом шаманизме в качестве отдельных техник (песня силы, танец силы и т.п.). Кроме того, увеличение творческой активности часто становится одним из следствий шаманских практик. В обоих случаях творческие проявления могут оказывать определенное психотерапевтическое воздействие. В этом плане можно провести некоторую параллель с воздействием арт-терапии. 
2) Следует обратить внимание на то, что непосредственный запрос на исцеление в качестве основного намерения может как присутствовать в творческом процессе (например, как часть шаманской работы: пение, танец, создание предмета силы), так и отсутствовать. Тем не менее, часто исцеляющие эффекты проявляются без наличия такового запроса – как «побочный продукт». 
3) Творчество может быть связано с шаманизмом как через внешнее проявление (стиль, форму, имитацию), так и через внутреннее содержание (быть следствием каких-то душевных, психологических процессов, запущенных шаманской работой, но при этом внешне может не быть отчетливо идентифицируемых шаманских мотивов). 


Большая часть опрошенных состоит сейчас или состояла в прошлом в московских шаманских сообществах, практикующих базовый шаманизм («Депо для людей» и Shamancity). Эти люди не только прошли вводный семинар, но и практиковали не менее двух лет. Также каждый из опрошенных имеет продолжительный по времени творческий опыт (профессия, либо хобби в течение ряда лет). Практически у всех опрошенных творчество присутствовало в жизни до начала занятий шаманскими практиками, у всех оно присутствует сейчас. 


В большинстве случаев опрашиваемые рассказывали о работе для себя и с собой. То есть речь идет в первую очередь о самоисцелении. Проявление исцеления для других также было отмечено в ряде интервью. Об этом будет сказано отдельно. 


Полученный в ходе опроса материал можно сгруппировать по следующим направлениям:


1. Внутренние изменения: решение психологических и духовных задач, этическая составляющая


2. Изменения, связанные с влиянием базового шаманизма на творчество
2.1. Изменения в собственном творчестве
2.2. Изменение восприятия чужих работ, чужого творчества
2.3. Работа с людьми и пространством.


1. Внутренние изменения: решение психологических и духовных задач


В качестве общего явления следует отметить, что, в целом, именно благодаря знакомству с базовым шаманизмом и практикой в рамках этого направления, у опрошенных возник и был осознан запрос на исцеление, как на решение различного рода задач и появилось представление о том, как подходить к их решению. В том числе с помощью творчества. 


Анализируя собранный материал, следует отметить, что исцеление проявляется в первую очередь в психологическом и духовном аспекте. Также присутствует аспект гармонизации. Как отметила одна из опрошенных, «базовый шаманизм сыграл роль не столько религиозно-культовую, сколько развития личности. В основном именно такую. Такая внутренняя духовная работа по нащупыванию себя». 


Можно выделить ряд общих моментов в том, что касается озвученных опрошенными проблемных тем и решений, найденных с помощью шаманских и творческих техник. В качестве запросов назывались: личностный кризис, дезориентация (например, в связи с переездом в другую страну), психологические травмы, зажатость, неуверенность в себе, чувство потери себя. В качестве примеров качественных психотерапевтических изменений можно назвать расширение восприятия, повышение качества жизни, взросление личности, индивидуацию, самоактуализацию, облегчение психологических травм, нахождение себя и ресурсов в ситуации кризиса, расширение психологических границ и картины мира, освобождение от оценочной зависимости, повышение осознанности.


Как уже отмечалось выше, в ситуации отсутствия запроса психотерапевтические и лечебно-оздоровительные эффекты также проявлялись.


Как формулируют общие тенденции некоторые из опрошенных, «базовый шаманизм дает возможность познакомиться с собственным психическим пространством, учит взаимодействовать с психикой, лучше себя узнавать и чувствовать. В связи с этим творчество становится более духовным и осознанным, в большей степени преобразуется в инструмент исследования и трансформации себя. Базовый шаманизм формирует привычку разбираться, что же ты увидел, что имелось в виду. Не просто непонятный образ бессознательного, а попытка это проживать, как-то с этим работать. Разбираться в собственных глубинных процессах». 


2. Изменения, связанные с влиянием базового шаманизма на творчество.


2.1. Изменение в собственном творчестве


Все опрошенные отмечают значительное расширение представлений о творчестве, его авторстве, оценке, содержании, задачах и адресатах. У всех с началом шаманской практики произошло увеличение количества и качества творческих проявлений в жизни. 


Очень значимым фактором является исчезновение страха самовыражения, страха пробовать новое. Многие отмечают, что в той или иной форме это присутствовало раньше: барьеры, зажимы, негативные установки, существовавшие с детства: «Не пой – ты не умеешь, не рисуй или не рисуй так – ты не умеешь, так не правильно». Соответственно, у людей это преобразуется в: «Я не умею, у меня не получится, куда уж мне». На место страха приходит интерес к проявлению себя в чем-то новом. У кого-то раньше было творчество по тому или иному образцу – только так, «как правильно», а потом стало более спонтанным. Вообще проявление себя во внешнем мире становится более свободным, в том числе через разные виды творчества. 


Самовыражение, творчество становятся более спонтанным и осознанным. Творческий диапазон, «освоенная территория» значительно расширяются. Об этом сообщают все опрошенные. Один из интервьюируемых говорит об этом так: «Я связываю это с тем, что моя психика меняется. И «просыпается» огромный спектр разных состояний. Это позволяет чувствовать себя комфортно уже в любом из них». Люди отмечают, что стали осваивать другие техники, направления, цвета, которыми раньше не пользовались. 


Также многие опрошенные отмечают смещение внимания с результата на процесс. То есть результат иногда остается важным, иногда не имеет значения, но значимость процесса творчества в большинстве случаев существенно повышается. Как отметила одна из опрошенных, поясняя такое смещение акцента: «Это дает ощущение жизни в данный момент. Не когда-нибудь потом, когда я закончу работу, а прямо сейчас, когда я ее создаю. Перестала убегать в будущее, в потом, которое неизвестно когда наступит. Научилась больше ценить свое сейчас и более комфортно в нем обустраиваться, не откладывая на завтра».


Следует отметить еще один важный момент, на который обращают внимание опрошенные. Это повышение внимания и осознанности к собственным внутренним состояниям, проявляющимся через творчество (3). Одна из опрошенных назвала это «другим уровнем близости с творчеством, когда происходит более внимательное погружение в процесс творчества, более внимательное и глубокое чувствование».


Кроме того, многие из опрошенных отмечают такой интересный эффект, как возникновение ощущения «сотворчества» с чем-то большим, чем они сами. Здесь можно в качестве примера привести следующие слова: «Стала чувствовать, что творчество – это не только наш процесс, не только наши идеи. Это всегда еще что-то, помимо нас, что хочет реализоваться. Это нечто, некая энергия, которая хочет развиться и пробиться сюда для того, чтобы воплотиться в некой форме. В результате ты видишь, что то, что вышло, это немножко не то, что ты в начале планировал. Но получилось здорово и даже лучше, чем ты задумывал. И тут момент некоего сотворчества. С чем - я не знаю. Энергии, духи местности. И получается, что ты не один автор, а ты соавтор, только кого в соавторство вписать ты не знаешь» (4).


Кроме того, в восприятии опрошенных увеличилась значимость морально-этической составляющей. Многие отмечали увеличение чувства собственной ответственности по отношению к тому, что именно они создают и выпускают в мир. 
Речь идет о повышении внимания к содержанию и наполнению своего творчества, смещении акцентов с внешнего проявления на внутреннее послание: «Нести в мир темное и разрушающее совершенно не хочется». «Большое значение имеет то, что все творчество должно быть на позитив». «Увеличивать количество "белого шума" в нашем и без того перегруженном ненужной информацией мире я не хочу. Я буду продолжать писать лишь тогда, когда я точно буду знать, что ЭТО я хочу сказать миру». (5)

 
2.2 Изменение восприятия чужих работ, чужого творчества


Во-первых, многими опрошенными отмечается расширение представлений о том, что является творчеством и искусством. Пример: «Теперь искусством я считаю гораздо большее число проявлений человеческой деятельности, чем до знакомства с шаманизмом. Хорошо составленная лекция в Планетарии; граффити на заборе вдоль железной дороги; уличные музыканты с перкуссией; под окнами парни поют хором».
Во-вторых, люди указывают на очевидное увеличение значимости содержания результата творчества (произведения искусства, художественного объекта) перед формой. Опрошенные стали глубже воспринимать послания творческих работ и того, что хотел выразить творец. Многие отмечают, что в восприятии чужого творчества стали больше обращать внимания на внутреннее содержание работ, произведений искусства, а не на техничность и мастерство исполнения, как было раньше. Стала «видна разница между художниками, у которых сильное содержание за сильной формой и теми, кто могут быть очень интересны снаружи, а внутри пусты». «Стала воспринимать не только технику, качество исполнения, но и содержание. Восприятие подлинности появилось. (Как противопоставление подлинного и мещанского, попсового)». 
В-третьих, в восприятии чужих работ появилось то, что можно назвать морально-этической оценкой, важность которой отмечали многие опрошенные: «Уже невозможно воспринимать какие-то произведения искусства чисто с профессиональной точки зрения. И то, что я вижу – есть много хороших профессиональных работ и людей. Но почему-то проще придумывать и реализовывать что-то на тему какого-то такого маргинального, разрушительного, распада формы. Чем какой-то тонкий и позитивный мир. И поэтому редко видишь хорошую профессиональную вещь, чтобы в ней этого не было, были тонкие позитивные энергии». «Я стала в чужих картинах видеть эту патологию. Если что-то не в порядке у человека, это видно на работах. Это вылезает сразу на неосознанном уровне».


2.3 Работа с людьми и пространством


В нескольких случаях отмечалось проявление исцеления для других. (Речь идет об опрошенных, работающих в помогающих профессиях, например, двое из них консультируют в разных направлениях арт-терапии.) Во всех случаях речь идет о том, что клиентам в группе предлагались техники, сочетающие элементы творчества и шаманизма. 
Как отмечают опрошенные, их клиенты с помощью предложенных техник расширяют границы себя, выходят за рамки обыденного. И то новое, что они осваивают в процессе такой работы, становится для них вполне естественным. Уходит страх пробовать новое. 


Кроме того, отмечается заметное расширение представлений клиентов о собственных возможностях, преодоление ограничивающих убеждений, стереотипов на эту тему, неуверенности в себе, скованности. 
Одним из опрошенных были получены интересные результаты при работе с другими людьми на тему плодородия с помощью шаманских и творческих техник. Несколько женщин-участниц забеременели, в том числе две, которые не могли забеременеть раньше из-за проблем со здоровьем. 


Кроме работы на исцеление с другими людьми выявилась такая интересная тема, как взаимодействие с окружающим пространством и деятельность по его гармонизации. Это тоже можно отнести к повышению значимости этической составляющей: «Если я раньше просто рисовала и все, то сейчас я это воспринимаю как мою внутреннюю работу, которую я делаю. И для земли, для пространства вокруг, которое не гармонично, страдает от плохой экологии. Это такое же действие, как сажать цветы и деревья – на благо земли. И также я чувствую, что если я могу создать что-то, что доставит кому-то удовольствие и радость, это сделает пространству лучше. Эта любовь к земле, к миру, к природе при помощи творчества можно передать, даже если картину никто не видит» (6). 


Анализируя собранный материал, можно сделать вывод о целесообразности продолжения исследования психотерапевтических и лечебно-оздоровительных эффектов творческого начала, инициированные базовым шаманизмом.

(1) Майкл Харнер с 1970 года начал обучать разработанной им технике шаманизма всех тех, кто хотел её применять в своей жизни. В 1979 году проф. Харнер организовал в США Фонд Изучения Шаманизма (The Foundation For Shamanic Studies), на базе которого он до настоящего времени занимается обучением адаптированным шаманским практикам. Фонд финансирует исследование и сохранение шаманизма, обучает шаманской практике людей во многих странах мира с целью возвращения шаманизма в те регионы, где эта традиция была утеряна или забыта.

(2) Джонатан Хорвиц - основатель Скандинавского центра исследований шаманизма, антрополог, шаманский практик с 1972 года.

(3) Еще цитаты на эту же тему: «Раньше не рассматривала творчество с точки зрения психических процессов. Стало больше осознанности в том, что именно ко мне приходит (вдохновение) и что я с этим делаю». «Стала по-другому воспринимать свое собственное творчество. Если раньше просто что-то делала и делала, не всегда осознанно, сейчас стала больше осознавать, как то, что я создаю, связано с моей жизнью, с конкретными событиями». 

(4) Еще, комментируя тему сотворчества, хочется привести слова одной из опрошенных, ведущей семинаров по базовому шаманизму, которая сравнивает творческую энергию с силой духов: «Канал связи с духами это и есть канал творческой энергии. И в процессе работы с духами он увеличивается, это уже как поток. У людей, прикоснувшихся к шаманизму, происходит открытие общего канала общения с духами. Когда он открывается, это однозначно творческая энергия. Он есть у всех людей. И в процессе работы он увеличивается. И есть люди, которые не в шаманских практиках, но видно, что они в потоке этом. Когда человек начинает развиваться в своем творчестве, он укрепляет этот поток, эту связь. На семинаре однозначно происходит момент, говоря по Юнгу, соединения с Самостью. Люди могут начать заниматься другими практиками, они вдруг находят себя в каком-то методе, кто-то начинает рисовать. Когда эта энергия дается, она так распирает человека, что он должен что-то поделать, как-то ее выразить. Получается, что сами того не сознавая, они начинают этот канал постепенно разрабатывать, соединять, нарабатывать».

(5) Еще цитата на эту же тему: «Есть сознание связи жизни с творчеством. (история про умирающего приятеля, который за две недели до смерти сказал, что на своем УЗИ увидел то, что он рисовал). Поэтому мое решение: никакой гадости я изображать не буду. Я буду очень тщательно за этим следить. Это стало моей идеологией на осознанном уровне. Когда мне очень плохо, нет энергии, я стараюсь рисовать то, от чего становится лучше. Я не хочу засорять пространство. Чернухи и болезней и так много. Нужно делать добро, я абсолютно в этом убеждена. Ради шика, ради привлечения внимания я не буду использовать то, что несет какой-то отрицательный смысл».

(6) Еще одна цитата на эту тему: «Благодаря шаманизму творчество становится все более автономным и независимым. Когда делаешь ленд-арт как подношение и оставляешь где-то на природе, то находишь своего потребителя и зрителя. Например, понравилось какое-то бревнышко в лесу далеко от Москвы. И сразу начинаешь запариваться: нужна машина довезти до Москвы, потом надо куда-то выставить. Выход я нашла в том, что делаю эту работу прямо там, где это бревнышко лежит, и дарю его этому месту, его там оставляю, оно дальше живет своей жизнью. Это как подношение духам места. Просто его отпускаю. Еще где-то – еще где-то. Если хочется взять с собой, то просто фотографирую как любую другую работу. То есть я чувствую, что есть кто-то, у кого есть ко мне запрос как к художнику: духи, биосфера. И я выполняю этот запрос, и оно может оставаться там и существовать. И в этом я вижу большое облегчение: ты не останешься невостребованным как художник».


Информация о создании страницы: 10.04.2019 22:50:43
Информация об изменении страницы: 23.04.2020 08:13:52, (webmistress) Марьяна Колесник